Меню сайта
Главная страница
Странички биографии [4]
Этапы трудовой и творческой биографии
Лицей№9 [8]
Работа в лицее
Сценарии открытых уроков [3]
Сценарии уроков, проводимых в рамках семинаров и других открытых мероприятий
Мои статьи [2]
Выступления на семинарах, курсах ПК и других мероприятиях
Мир моих увлечений [8]
Всё, чем я люблю заниматься в свободное от работы время
Поиск
"Музыка во всём живёт, мир её волшебен" Суббота, 18.05.2024, 19:24
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Опыт работы
Главная » Статьи » Сценарии открытых уроков

Открытый урок "Драматургия Полонеза Огиньского"

Драматургия Полонеза Огиньского "Прощание с Родиной" 

 

Учитель:

Слайд 1.

Сегодня мы будем говорить о музыкальной драматургии "Полонеза” Огиньского.

Слайд 2.

Михал Клеофас Огиньский – польский композитор.

Творчество, какого другого польского композитора мы с вами изучали?

Ребята вспоминают, что уже знакомы с творчеством Фридерика Шопена.

Огиньский – ранний представитель польской национальной школы, предшественник Шопена, во многом наметил те пути, по которым дальше пошёл его великий соотечественник. Главное, что их объединяло – это бесконечная любовь к Родине, к родному народу, к его музыке.

Учитель с детьми повторяет термины:

Слайд 3.

"Музыкальная драматургия”,

"Музыкальный образ”,

"Полонез”.

Учитель:

Сейчас мы прослушаем полонеза Огиньского. Композитор назвал его "Прощание с Родиной”. Ответьте в тетради:

"Какие чувства хотел передать нам композитор?”

Слайд 4

Слушание записи полонеза Огиньского в фортепианном исполнении, анализ. Ответы детей записываются на доске.  Задача учителя, чтобы прозвучал ответ –

"Композитору грустно, он хочет вернуться домой”.

Учитель:

"Когда же родился этот страстный и драматичный полонез, которому композитор дал название – "Прощание с родиной”? В те самые дни, когда было подавлено Польское восстание 1794 года, и композитор покидал страну. Представьте себе, полонезу 216 лет.

Долговечность художественного произведения зависит от заряда душевной энергии, вложенной в него автором, такая творческая вспышка способна целые века питать людей энергией чувств.

И вот они – чудесные, удивительные, бесконечные и разнообразные превращения полонеза Огиньского в душах людей”. /1/.

Читает ученик 1:

"В тот день, когда я впервые услышал этот полонез, я опоздал в школу. Минуты, которые были нужны, чтобы успеть до звонка в класс, я простоял у радиоприемника, не в силах уйти – из него лились необыкновенные, берущие за сердце звуки. Словно кто-то, задохнувшись от волнения, говорил тебе, очень сокровенное и нежное”. /2/

Читает ученик 2:

Слайд 5.

"Это было в конце прошлого века, в маленькой глухой деревне на Волыни. Однажды я, вихрастый мальчишка, присутствовал на деревенской свадьбе.

В большой избе собрались крестьяне. В углу настраивали свои инструменты музыканты. Оркестр небольшой – две скрипки, кларнет, да бубен. Перед самым выходом невесты музыканты вдруг начали играть полонез Огиньского. Женщины плакали навзрыд… Полонезу в то время уже исполнилось сто лет, и все от мала до велика, знали его”. /3/.

Учитель:

Слайд 6.

Сейчас мы прослушаем еще один вариант исполнения полонеза Огиньского. Вам нужно ответить на вопрос:

"Что чувствует человек покидающий Родину?”

Слушание полонеза в исполнении струнного ансамбля, анализ…Ответы детей записываются на доске.

Учитель:

Кто исполнял?

А вот еще 2 воспоминания:

Читает ученик 3:

Слайд 7.

"1941 г…(отрывок) Октябрь 1941 года. Война. Фашисты на подступах к Харькову. Я, четырнадцатилетний мальчик, эвакуируюсь в глубокий тыл. На вокзале меня провожал отец, который сообщил мне, что остается в харьковском подполье. Я хорошо понимал, что, возможно, вижу его в последний раз. Тяжело на душе. Горит родной город… Слайд 8.

 Последний ласковый взгляд отца. Сердце сжимает боль. И вдруг, в этот трудный момент я услышал замечательную мелодию, которая осталась в моем сердце и памяти на всю жизнь. Ее мастерски исполнял на баяне солдат своим боевым товарищам, уезжающим на фронт. Все, затаив дыхание, слушали баяниста, и только тревожные, отрывистые гудки паровозов нарушали воцарившуюся, на несколько минут, в этой суматохе тишину. Я не мог сдержать слез. Отец что-то говорил, но я уже ничего не слышал…. Позже я узнал, что это был полонез Огиньского "Прощание с Родиной”. Прошло много лет. Полонез Огиньского на всю жизнь стал частицей моего сердца, реквиемом погибшему отцу и всем патриотам, сложившим головы за Родину…”. /4/.

Учитель:

Вспомним, что означает слово: "Реквием”.

Дети с учителем повторяют понятие реквием.

Читает ученик 4:

Слайд 9.

"А вот еще одна встреча с полонезом, происшедшая недавно. Она была необычной и… знаменательной. На сцене Центрального театра Советской Армии шел концерт армейской художественной самодеятельности. Ведущий объявил, что хор воинов – ракетчиков исполнит полонез Огиньского. Я не удивился тому, что полонез будут петь, хотя слышал об этом впервые. Здесь есть какая – то закономерность. Многие певучие и лиричные инструментальные мелодии рано или поздно как бы обретают второй голос – человеческий. Поэты пишут слова, навеянные музыкой”. /5/.

Учитель:

Один из вариантов слов, написанных на музыку полонеза, мы сейчас услышим.

Ученики читают слова Полонеза (4 человека по частям).

Полонез

Читает 1 ученик:

Песня, лети как птица в даль, ведь где-то там,

В тиши лесной, стоит у речки синей дом родной.

Где ждет меня любимая и верная, где тихий мой причал,

И вечером в саду из дома слышатся лишь звуки полонеза.

Читает 2 ученик:

Сон ночи несет, несет к далеким берегам моей любви,

Опять все так задумчиво и тихо, только волны,

Только свет и облака, и мы с тобой в руке рука.

Читает 3 ученик:

Там на холме высоких трав к нему я в детстве бегал сам,

Любил смотреть в глаза святым на образах.

И ангелы, летая, улыбались в белоснежных куполах,

И слышались под сводами чарующие звуки благовеста.

Читает 4 ученик:

Боже, храни мой край от бед и невзгод, храни,

Не дай позабыть, не дай, куда мы идем и откуда шли.

И от сохи, и от земли, и от лугов, и от реки, и от лесов,

И от дубрав, и от цветущих спелых трав к своим корням

Вернуться должны, к спасенью души обязаны вернуться.

Читает 1 ученик:

Песня, лети как птица в даль, ведь где-то там,

В тиши лесной, стоит у речки синей дом родной.

Где ждет меня любимая и верная, где тихий мой причал,

И вечером в саду из дома слышатся лишь звуки полонеза.

Учащиеся с учителем анализируют текст. Задача учителя привести учащихся к мысли – "Человеку, покинувшему родной дом, грустно, он хочет скорей вернуться”.

Учитель:

В тексте встретилось новое понятие:   "Благовест”. Послушайте, что оно обозначает.

Учитель: Послушайте Благовест.

Слайд 10.

Какие у вас возникли чувства?

Спокойное умиротворение, теплота родного дома.

Учитель: 

Я подготовила вам запись песни на мотив полонеза. Во время слушания постарайтесь найти ответ на вопрос: "Что чувствовали вы, когда хотя бы ненадолго уезжали из дома?”

Слайд 11.

Слушание Полонеза в исполнении ВИА "Песняры”, анализ, запись ответов детей на доске.

Учитель:

Слайд 12.

Песня прозвучала в исполнении ВИА "Песняры” - это белорусский ансамбль, который хорошо знаком вашим родителям, и в настоящее время они снова продолжили концертную деятельность. Возможно, вы видели их выступления по телевизору.

Что интересного было в их исполнении?

Учащиеся выходят на понятие: "a.capella”.

Учитель:

Слайд 13.

Теперь мы сами станем исполнителями и начнем разучивать эту песню.

Учитель с детьми разучивает и исполняет полонез.

Учитель:

Ребята, хотите спеть еще что-нибудь на тему Родины?

Исполняют песню «Журавушка», слайд 14.

Учитель:

Есть ещё одно интересное исполнение полонеза Огиньского Виктором Зинчуком.

Читает ученик: Слайд 15.

Виктор Зинчук родился 8 апреля 1958 года в Москве. Начал играть на гитаре в 11 лет. В 1995 году с отличием оканчивает Московский Государственный университет культуры. В настоящее время заслуженно признан лучшим гитаристом России. Много гастролирует, пропагандируя классическую музыку в современной обработке с импровизационными вставками. Он устанавливает рекорды по быстроте игры на гитаре, "Полет шмеля” Н.А.Римского Корсакова за 24 секунды, а также 20 нот за 1 секунду.

Публика на концертах просит исполнить "Полонез” Огиньского. "Моя задача – сыграть так, чтобы по коже пробежали мурашки” – говорит Виктор Зинчук.

Учитель:

Во время слушания еще одного варианта исполнения полонеза ответьте на вопрос:

"Что чувствует человек, покидая свой родной дом?”

Слушание полонеза в исполнении Виктора Зинчука, анализ, запись ответов детей на доске.

Учитель:

Ребята, попробуйте, определить среди ваших ответов тот, который, на ваш взгляд, наиболее точно отражает чувства человека, покидающего Родину.

Задача учителя вывести детей на вариант – "Надеется вернуться обратно”.

Учитель:

В качестве тезиса нашего урока я предлагаю слова из песни "Сторона моя”: Снится мне та земля, где родился я.

Учитель:

В чём же заключается драматургия Полонеза?

Слайд 16.

В музыке полонеза всё время ощущается смена нежности, которую композитор питал к своей Родине и трепетного волнения за её судьбу. В смятении этих чувств и заключена драматургия полонеза.

Слайд 17.

Что полезного взяли с этого урока? (Рефлексия).

       Как назвал свой полонез Михаил Огиньский?

        Почему, на ваш взгляд, он назвал так своё произведение?

        Какие варианты исполнения полонеза вы прослушали?

        Какое исполнение вам понравилось больше?

 

Учитель выставляет отметки за урок

 

Учитель:

Спасибо за урок, до встречи!

Категория: Сценарии открытых уроков | Добавил: musicteacher (10.04.2010)
Просмотров: 4416 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024