Драматургия Полонеза Огиньского "Прощание с Родиной"
Учитель:
Слайд 1.
Сегодня мы будем говорить о
музыкальной драматургии "Полонеза” Огиньского.
Слайд 2.
Михал Клеофас Огиньский –
польский композитор.
Творчество, какого другого
польского композитора мы с вами изучали?
Ребята вспоминают, что уже знакомы с творчеством Фридерика Шопена.
Огиньский – ранний представитель
польской национальной школы, предшественник Шопена, во многом наметил те пути,
по которым дальше пошёл его великий соотечественник. Главное, что их объединяло
– это бесконечная любовь к Родине, к родному народу, к его музыке.
Учитель с детьми повторяет
термины:
Слайд 3.
"Музыкальная драматургия”,
"Музыкальный образ”,
"Полонез”.
Учитель:
Сейчас мы прослушаем полонеза
Огиньского. Композитор назвал его "Прощание с Родиной”. Ответьте в тетради:
"Какие чувства хотел передать нам
композитор?”
Слайд 4
Слушание записи полонеза Огиньского в фортепианном исполнении, анализ.
Ответы детей записываются на доске. Задача
учителя, чтобы прозвучал ответ –
"Композитору грустно, он хочет
вернуться домой”.
Учитель:
"Когда же родился этот страстный
и драматичный полонез, которому композитор дал название – "Прощание с родиной”?
В те самые дни, когда было подавлено Польское восстание 1794 года, и композитор
покидал страну. Представьте себе, полонезу 216 лет.
Долговечность художественного
произведения зависит от заряда душевной энергии, вложенной в него автором,
такая творческая вспышка способна целые века питать людей энергией чувств.
И вот они – чудесные,
удивительные, бесконечные и разнообразные превращения полонеза Огиньского в
душах людей”. /1/.
Читает ученик 1:
"В тот день, когда я впервые
услышал этот полонез, я опоздал в школу. Минуты, которые были нужны, чтобы
успеть до звонка в класс, я простоял у радиоприемника, не в силах уйти – из
него лились необыкновенные, берущие за сердце звуки. Словно кто-то,
задохнувшись от волнения, говорил тебе, очень сокровенное и нежное”. /2/
Читает ученик 2:
Слайд 5.
"Это было в конце прошлого века,
в маленькой глухой деревне на Волыни. Однажды я, вихрастый мальчишка,
присутствовал на деревенской свадьбе.
В большой избе собрались
крестьяне. В углу настраивали свои инструменты музыканты. Оркестр небольшой –
две скрипки, кларнет, да бубен. Перед самым выходом невесты музыканты вдруг
начали играть полонез Огиньского. Женщины плакали навзрыд… Полонезу в то время
уже исполнилось сто лет, и все от мала до велика, знали его”. /3/.
Учитель:
Слайд 6.
Сейчас мы прослушаем еще один
вариант исполнения полонеза Огиньского. Вам нужно ответить на вопрос:
"Что чувствует человек покидающий
Родину?”
Слушание полонеза в исполнении струнного ансамбля, анализ…Ответы детей
записываются на доске.
Учитель:
Кто исполнял?
А вот еще 2 воспоминания:
Читает ученик 3:
Слайд 7.
"1941 г…(отрывок) Октябрь 1941
года. Война. Фашисты на подступах к Харькову. Я, четырнадцатилетний мальчик,
эвакуируюсь в глубокий тыл. На вокзале меня провожал отец, который сообщил мне,
что остается в харьковском подполье. Я хорошо понимал, что, возможно, вижу его
в последний раз. Тяжело на душе. Горит родной город… Слайд 8.
Последний ласковый взгляд отца. Сердце сжимает
боль. И вдруг, в этот трудный момент я услышал замечательную мелодию, которая
осталась в моем сердце и памяти на всю жизнь. Ее мастерски исполнял на баяне
солдат своим боевым товарищам, уезжающим на фронт. Все, затаив дыхание, слушали
баяниста, и только тревожные, отрывистые гудки паровозов нарушали воцарившуюся,
на несколько минут, в этой суматохе тишину. Я не мог сдержать слез. Отец что-то
говорил, но я уже ничего не слышал…. Позже я узнал, что это был полонез
Огиньского "Прощание с Родиной”. Прошло много лет. Полонез Огиньского на всю
жизнь стал частицей моего сердца, реквиемом погибшему отцу и всем патриотам,
сложившим головы за Родину…”. /4/.
Учитель:
Вспомним, что означает слово:
"Реквием”.
Дети с учителем повторяют понятие реквием.
Читает ученик 4:
Слайд 9.
"А вот еще одна встреча с
полонезом, происшедшая недавно. Она была необычной и… знаменательной. На сцене
Центрального театра Советской Армии шел концерт армейской художественной
самодеятельности. Ведущий объявил, что хор воинов – ракетчиков исполнит полонез
Огиньского. Я не удивился тому, что полонез будут петь, хотя слышал об этом
впервые. Здесь есть какая – то закономерность. Многие певучие и лиричные
инструментальные мелодии рано или поздно как бы обретают второй голос –
человеческий. Поэты пишут слова, навеянные музыкой”. /5/.
Учитель:
Один из вариантов слов,
написанных на музыку полонеза, мы сейчас услышим.
Ученики читают слова Полонеза (4
человека по частям).
Полонез
Читает 1 ученик:
Песня, лети как птица в даль, ведь где-то там,
В тиши лесной, стоит у речки синей дом родной.
Где ждет меня любимая и верная, где тихий мой причал,
И вечером в саду из дома слышатся лишь звуки полонеза.
Читает 2 ученик:
Сон ночи несет, несет к далеким берегам моей любви,
Опять все так задумчиво и тихо, только волны,
Только свет и облака, и мы с тобой в руке рука.
Читает 3 ученик:
Там на холме высоких трав к нему я в детстве бегал сам,
Любил смотреть в глаза святым на образах.
И ангелы, летая, улыбались в белоснежных куполах,
И слышались под сводами чарующие звуки благовеста.
Читает 4 ученик:
Боже, храни мой край от бед и невзгод, храни,
Не дай позабыть, не дай, куда мы идем и откуда шли.
И от сохи, и от земли, и от лугов, и от реки, и от лесов,
И от дубрав, и от цветущих спелых трав к своим корням
Вернуться должны, к спасенью души обязаны вернуться.
Читает 1 ученик:
Песня, лети как птица в даль, ведь где-то там,
В тиши лесной, стоит у речки синей дом родной.
Где ждет меня любимая и верная, где тихий мой причал,
И вечером в саду из дома слышатся лишь звуки полонеза.
Учащиеся с учителем анализируют текст. Задача учителя привести учащихся
к мысли – "Человеку, покинувшему родной дом, грустно, он хочет скорей
вернуться”.
Учитель:
В тексте встретилось новое
понятие: "Благовест”. Послушайте, что
оно обозначает.
Учитель: Послушайте Благовест.
Слайд 10.
Какие у вас возникли чувства?
Спокойное умиротворение, теплота родного дома.
Учитель:
Я подготовила вам запись песни на
мотив полонеза. Во время слушания постарайтесь найти ответ на вопрос: "Что
чувствовали вы, когда хотя бы ненадолго уезжали из дома?”
Слайд 11.
Слушание Полонеза в исполнении ВИА "Песняры”, анализ, запись ответов
детей на доске.
Учитель:
Слайд 12.
Песня прозвучала в исполнении ВИА
"Песняры” - это белорусский ансамбль, который хорошо знаком вашим родителям, и
в настоящее время они снова продолжили концертную деятельность. Возможно, вы
видели их выступления по телевизору.
Что интересного было в их
исполнении?
Учащиеся выходят на понятие: "a.capella”.
Учитель:
Слайд 13.
Теперь мы сами станем
исполнителями и начнем разучивать эту песню.
Учитель с детьми разучивает и
исполняет полонез.
Учитель:
Ребята, хотите спеть еще
что-нибудь на тему Родины?
Исполняют песню «Журавушка», слайд
14.
Учитель:
Есть ещё одно интересное
исполнение полонеза Огиньского Виктором Зинчуком.
Читает ученик: Слайд 15.
Виктор Зинчук родился 8 апреля
1958 года в Москве. Начал играть на гитаре в 11 лет. В 1995 году с отличием
оканчивает Московский Государственный университет культуры. В настоящее время
заслуженно признан лучшим гитаристом России. Много гастролирует, пропагандируя
классическую музыку в современной обработке с импровизационными вставками. Он устанавливает
рекорды по быстроте игры на гитаре, "Полет шмеля” Н.А.Римского Корсакова за 24
секунды, а также 20 нот за 1 секунду.
Публика на концертах просит
исполнить "Полонез” Огиньского. "Моя задача – сыграть так, чтобы по коже
пробежали мурашки” – говорит Виктор Зинчук.
Учитель:
Во время слушания еще одного
варианта исполнения полонеза ответьте на вопрос:
"Что чувствует человек, покидая
свой родной дом?”
Слушание полонеза в исполнении Виктора Зинчука, анализ, запись ответов
детей на доске.
Учитель:
Ребята, попробуйте, определить
среди ваших ответов тот, который, на ваш взгляд, наиболее точно отражает
чувства человека, покидающего Родину.
Задача учителя вывести детей на вариант – "Надеется вернуться обратно”.
Учитель:
В качестве тезиса нашего урока я
предлагаю слова из песни "Сторона моя”: Снится мне та земля, где родился я.
Учитель:
В чём же заключается драматургия
Полонеза?
Слайд 16.
В музыке полонеза всё время
ощущается смена нежности, которую композитор питал к своей Родине и трепетного
волнения за её судьбу. В смятении этих чувств и заключена драматургия полонеза.
Слайд 17.
Что полезного взяли с этого
урока? (Рефлексия).
•
Как назвал свой полонез Михаил Огиньский?
•
Почему, на ваш взгляд, он назвал так своё
произведение?
•
Какие
варианты исполнения полонеза вы прослушали?
•
Какое
исполнение вам понравилось больше?
Учитель выставляет отметки за урок
Учитель:
Спасибо за урок, до встречи! |