Меню сайта
Главная страница
Странички биографии [4]
Этапы трудовой и творческой биографии
Лицей№9 [8]
Работа в лицее
Сценарии открытых уроков [3]
Сценарии уроков, проводимых в рамках семинаров и других открытых мероприятий
Мои статьи [2]
Выступления на семинарах, курсах ПК и других мероприятиях
Мир моих увлечений [8]
Всё, чем я люблю заниматься в свободное от работы время
Поиск
"Музыка во всём живёт, мир её волшебен" Суббота, 18.05.2024, 17:01
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Опыт работы
Главная » Статьи » Сценарии открытых уроков

Музыка Куклина - музыка радости и доброты

Сценарий урока

«Музыка А.М. Куклина – музыка радости и доброты»

(4 класс – IV четверть) 

Цель урока:

·                      воспитание художественного вкуса;

·                      формирование познавательного интереса;

·                      воспитание уважения к талантливым людям родного города.

Задачи урока:

·        познакомить детей с жизнью и творчеством композитора А.М.Куклина;

·        доказать, что музыка Куклина отвечает требованиям детской музыки;

·        развивать вокально-хоровые навыки;

     учить детей четко и грамотно преподносить учебный материал;

     формировать навыки индивидуального и коллективного творчества;

     развивать артистические способности детей.

Оформление: портреты композитора, поэтов, авторские сборники.

Оборудование: магнитофон, компьютер, синтезатор, фортепиано, баян.

На доске:

·        тема урока «Музыка А.М.Куклина – музыка радости и доброты»;

·        словарь: программная, интересная, небольшая по объему, увлекательная, загадочная, с юмором, игривая, добрая. 

Ход урока

Дети входят в класс под музыку «Волшебный фаэтон» А.М.Куклина.

Учитель: сегодня мы продолжаем разговор о музыке для детей и о композиторах, которые пишут эту музыку. Продолжает эту тему музыка А.М.Куклина, композитора и педагога, который живет и работает в нашем городе.

Вопрос, на который вы должны ответить в конце урока: «Отвечает ли музыка этого композитора тем требованиям, которые предъявляются к детской музыке?»

С песнями Александра Михайловича мы знакомились на уроках музыки и занятиях хора. А с чего началось музыкальное творчество композитора и что мы знаем о его жизни? Послушаем выступления ребят.

Ученик 1: Александр Михайлович Куклин родился 4 декабря 1956 года в пос. Шаранга Горьковской области. Учился в музыкальной школе города Белая Холуница по классу баяна. В детстве играл на гармошке. После окончания Кировского училища искусств преподавал в селе Коршик Орловского района. С 1980 года он живет в городе Слободском и работает в музыкальной школе по классу баяна. Среди его учеников есть и те, кто учится в нашем лицее и в нашем классе.

Ученик 2: Свое поэтическое творчество он начал рано и печатался в районных и областных газетах, автор поэтического сборника «Тихая соната» (2000 г.). Сочинение же музыки – страсть души, которая не покидает автора всю жизнь.

Ученик 3: В 1982 г. он написал музыку к спектаклю «Беда от нежного сердца», отмеченную на областном конкурсе, а сейчас он автор уже нескольких сборников: «Танцующие нотки» (1993-1994гг.), «Девочка и дождь» (1998), «Сон Золушки» (1999), «Спешат по городу трамваи» (2000), «Ансамбли для фортепиано» (2001). Александр Михайлович дипломант конкурса авторской песни «Гренландия», награждён знаком «За достижения в культуре» Министерством культуры РФ. Он написал «Гимн родному городу», который впервые прозвучал в авторском исполнении в одной из программ ГТРК «Вятка» в 2000 году.

Учитель: «Синий сон» - так называется вокальный ансамбль преподавателей Слободской школы искусств, в репертуаре, которого два лирических цикла о любви, написанные в творческом содружестве А.Куклина и преподавателя этой же школы З.Наговицыной.

Послушайте песню, которая так и называется «Синий сон».

Звучит песня в исполнении учителей музыки.

Учитель: Музыку для детей он начал писать, работая в музыкальной школе.

   «Детскую музыку писать сложно, потому что она требует ясного и простого изложения, и при этом должна быть яркой, красивой и обязательно доброй», - говорит сам автор. В 1992 году в ДМШ прошел авторский концерт, где была представлена часть сочинений А.Куклина: детские песни, пьесы для баяна и фортепьяно.

Итак, звучит музыка А.М.Куклина.

Дети исполняют песню «Добрый лев» на стихи З.Наговицыной.

Учитель: Прозвучала песня из первого сборника композитора.

Ученик 4: Первый сборник «Танцующие нотки» (1994 год) включает песни о животных («Добрый лев», «Котенок»), колыбельную «Дядя Сон», игровые песни: «Крыша на палке», «Песенка о песенке», грустную песенку «Ангина» и песню о юном художнике «Рисунок».

Исполняются детьми песни: «Котенок», «Песенка о песенке», «Дядя Сон».

Учитель: Композитор пишет не только песни, но и инструментальные произведения. Так в первый сборник вошли пьесы для фортепиано: «Полька-шутка», «Любимая игрушка», ноктюрн «Тебе», «Веселая прогулка»; пьесы для баяна.

Учитель исполняет две пьесы для фортепиано: «Полька-шутка», «Любимая игрушка».

Учитель: Что можно сказать о характере этих произведений?

Дети: Танцевальные, легкие, веселые и немножко печальные. 

Ученик 5: Во второй сборник «Девочка и дождь» (1998 год) вошли песни на стихи А.Барто («Осень», «Песенка про Катю»), С.Наумовой («Девочка и дождь», «Помирю кота с собакой», «Шла по городу ворона»), С.Данина «Песенка про папу», С.Сырневой «Шутка», В.Литусова «Сосульки».

Исполняются знакомые песни, солистка исполняет песню «Девочка и дождь».

Ученик 6: Пьесы из сборника «Сон Золушки» предназначены для исполнения на баяне. Это в основном танцевальная музыка («Озорная полька», «Менуэт», «Мазурка», «Давай, потанцуем», «Вальс под дождем») или музыка в танцевальных ритмах («На карнавале», «Прыг-скок», «Листопад»), а также музыка, рассказывающая о путешествиях и приключениях («Волшебный фаэтон», «Воздушный шарик», «Морские пираты», «Поезд»).

Учащийся музыкальной школы, класс преподавателя А.М.Куклина исполняет на баяне одну из пьес по выбору.

Учитель: Наши ребята побеседовали с Александром Михайловичем, проанализировали его творчество и выяснили, какие темы интересуют композитора. Об этом их компьютерная презентация.

Демонстрируется презентация учеников (смотри приложение).

Учитель: В декабре 2006 года состоялся юбилейный авторский концерт композитора, на котором звучали известные и новые произведения композитора. В нем принимали участие ученики педагога и композитора и те, кому нравятся его произведения.

Вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока.

Отвечает ли музыка А.М.Куклина требованиям детской музыки? Докажите.

Дети отвечают утвердительно и приводят доказательства: «Песни композитора интересные по содержанию, яркие, игривые, с юмором. Он пишет не только песни, но и инструментальную музыку, которая имеет конкретную программу, произведения небольшие по объему, их можно слушать, под них можно танцевать».

Учитель: Наш урок подходит к концу, но встреча с музыкой А.М.Куклина на этом не заканчивается. Александр Михайлович частый гость в нашем лицее и мы обязательно пригласим его на встречу, чтобы услышать новые произведения. Закончить урок я предлагаю песней.

Дети исполняют песню по желанию.

Учитель оценивает выступления детей, вручает благодарности за создание компьютерной презентации.

Вопросы для повторения 

     Является ли А.М.Куклин уроженцем нашего города?

     Чем увлекался композитор в детстве?

     Какое образование получил и где?

     Чем профессионально занимается А.М.Куклин?

     С чего начиналась творческая карьера композитора?

     Что он думает по поводу музыки для детей?

     Назовите авторские сборники Куклина?

     На чьи стихи он пишет песни?

     Есть ли песни на его собственные стихи?

 Назовите.

     Для каких инструментов он пишет музыку?

Приведите примеры.

     Какие темы волнуют композитора в песнях?

Примеры песен.

     Какой характер инструментальных произведений?

Приведите примеры.

 

 

 

 

Категория: Сценарии открытых уроков | Добавил: musicteacher (29.10.2010)
Просмотров: 5204 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024