Сценарий урока
«Музыка А.М. Куклина – музыка радости и
доброты»
(4 класс – IV четверть)
Цель урока:
·
воспитание
художественного вкуса;
·
формирование
познавательного интереса;
·
воспитание
уважения к талантливым людям родного города.
Задачи урока:
·
познакомить детей
с жизнью и творчеством композитора А.М.Куклина;
·
доказать, что
музыка Куклина отвечает требованиям детской музыки;
·
развивать
вокально-хоровые навыки;
•
учить детей четко
и грамотно преподносить учебный материал;
•
формировать
навыки индивидуального и коллективного творчества;
•
развивать
артистические способности детей.
Оформление: портреты композитора, поэтов, авторские сборники.
Оборудование: магнитофон, компьютер, синтезатор, фортепиано, баян.
На доске:
·
тема урока
«Музыка А.М.Куклина – музыка радости и доброты»;
·
словарь: программная,
интересная, небольшая по объему, увлекательная, загадочная, с юмором, игривая,
добрая.
Ход урока
Дети входят в класс под музыку
«Волшебный фаэтон» А.М.Куклина.
Учитель: сегодня мы продолжаем разговор о музыке для детей и о
композиторах, которые пишут эту музыку. Продолжает эту тему музыка А.М.Куклина,
композитора и педагога, который живет и работает в нашем городе.
Вопрос,
на который вы должны ответить в конце урока: «Отвечает ли музыка этого
композитора тем требованиям, которые предъявляются к детской музыке?»
С
песнями Александра Михайловича мы знакомились на уроках музыки и занятиях хора.
А с чего началось музыкальное творчество композитора и что мы знаем о его
жизни? Послушаем выступления ребят.
Ученик 1: Александр Михайлович Куклин родился 4 декабря 1956
года в пос. Шаранга Горьковской области. Учился в музыкальной школе города
Белая Холуница по классу баяна. В детстве играл на гармошке. После окончания
Кировского училища искусств преподавал в селе Коршик Орловского района. С 1980
года он живет в городе Слободском и работает в музыкальной школе по классу
баяна. Среди его учеников есть и те, кто учится в нашем лицее и в нашем классе.
Ученик 2: Свое поэтическое творчество он начал рано и печатался
в районных и областных газетах, автор поэтического сборника «Тихая соната» (2000 г.). Сочинение же
музыки – страсть души, которая не покидает автора всю жизнь.
Ученик 3: В 1982
г. он написал музыку к спектаклю «Беда от нежного
сердца», отмеченную на областном конкурсе, а сейчас он автор уже нескольких
сборников: «Танцующие нотки» (1993-1994гг.), «Девочка и дождь» (1998), «Сон
Золушки» (1999), «Спешат по городу трамваи» (2000), «Ансамбли для фортепиано»
(2001). Александр Михайлович дипломант конкурса авторской песни «Гренландия», награждён
знаком «За достижения в культуре» Министерством культуры РФ. Он написал «Гимн
родному городу», который впервые прозвучал в авторском исполнении в одной из
программ ГТРК «Вятка» в 2000 году.
Учитель: «Синий сон» - так называется вокальный
ансамбль преподавателей Слободской школы искусств, в репертуаре, которого два
лирических цикла о любви, написанные в творческом содружестве А.Куклина и
преподавателя этой же школы З.Наговицыной.
Послушайте
песню, которая так и называется «Синий сон».
Звучит песня в исполнении учителей
музыки.
Учитель: Музыку для детей он начал писать, работая в
музыкальной школе.
«Детскую музыку писать сложно, потому что
она требует ясного и простого изложения, и при этом должна быть яркой, красивой
и обязательно доброй», - говорит сам автор. В 1992 году в ДМШ прошел авторский
концерт, где была представлена часть сочинений А.Куклина: детские песни, пьесы
для баяна и фортепьяно.
Итак,
звучит музыка А.М.Куклина.
Дети исполняют песню «Добрый лев» на
стихи З.Наговицыной.
Учитель: Прозвучала песня из первого сборника композитора.
Ученик 4: Первый сборник «Танцующие нотки» (1994 год) включает
песни о животных («Добрый лев», «Котенок»), колыбельную «Дядя Сон», игровые
песни: «Крыша на палке», «Песенка о песенке», грустную песенку «Ангина» и песню
о юном художнике «Рисунок».
Исполняются
детьми песни: «Котенок», «Песенка о песенке», «Дядя Сон».
Учитель: Композитор пишет не только
песни, но и инструментальные произведения. Так в первый сборник вошли пьесы для
фортепиано: «Полька-шутка», «Любимая
игрушка», ноктюрн «Тебе», «Веселая прогулка»; пьесы для баяна.
Учитель
исполняет две пьесы для фортепиано: «Полька-шутка», «Любимая игрушка».
Учитель: Что можно сказать о характере этих произведений?
Дети: Танцевальные, легкие, веселые и немножко печальные.
Ученик 5: Во второй сборник «Девочка и дождь» (1998 год) вошли
песни на стихи А.Барто («Осень», «Песенка про Катю»), С.Наумовой («Девочка и
дождь», «Помирю кота с собакой», «Шла по городу ворона»), С.Данина «Песенка про
папу», С.Сырневой «Шутка», В.Литусова «Сосульки».
Исполняются
знакомые песни, солистка исполняет песню «Девочка и дождь».
Ученик 6: Пьесы из сборника «Сон Золушки» предназначены для
исполнения на баяне. Это в основном танцевальная музыка («Озорная полька»,
«Менуэт», «Мазурка», «Давай, потанцуем», «Вальс под дождем») или музыка в
танцевальных ритмах («На карнавале», «Прыг-скок», «Листопад»), а также музыка,
рассказывающая о путешествиях и приключениях («Волшебный фаэтон», «Воздушный
шарик», «Морские пираты», «Поезд»).
Учащийся
музыкальной школы, класс преподавателя А.М.Куклина исполняет на баяне одну из
пьес по выбору.
Учитель: Наши ребята побеседовали с
Александром Михайловичем, проанализировали его творчество и выяснили, какие
темы интересуют композитора. Об этом их компьютерная презентация.
Демонстрируется
презентация учеников (смотри приложение).
Учитель: В декабре 2006 года состоялся юбилейный авторский
концерт композитора, на котором звучали известные и новые произведения
композитора. В нем принимали участие ученики педагога и композитора и те, кому
нравятся его произведения.
Вернемся
к вопросу, который был поставлен в начале урока.
Отвечает ли музыка А.М.Куклина
требованиям детской музыки? Докажите.
Дети отвечают утвердительно и приводят
доказательства: «Песни композитора интересные по содержанию, яркие, игривые, с
юмором. Он пишет не только песни, но и инструментальную музыку, которая имеет
конкретную программу, произведения небольшие по объему, их можно слушать, под
них можно танцевать».
Учитель: Наш урок подходит к концу, но встреча с музыкой
А.М.Куклина на этом не заканчивается. Александр Михайлович частый гость в нашем
лицее и мы обязательно пригласим его на встречу, чтобы услышать новые
произведения. Закончить урок я предлагаю песней.
Дети исполняют песню по желанию.
Учитель оценивает выступления детей,
вручает благодарности за создание компьютерной презентации.
Вопросы для
повторения
•
Является ли
А.М.Куклин уроженцем нашего города?
•
Чем увлекался
композитор в детстве?
•
Какое образование
получил и где?
•
Чем профессионально
занимается А.М.Куклин?
•
С чего начиналась
творческая карьера композитора?
•
Что он думает по
поводу музыки для детей?
•
Назовите
авторские сборники Куклина?
•
На чьи стихи он
пишет песни?
•
Есть ли песни на
его собственные стихи?
Назовите.
•
Для каких
инструментов он пишет музыку?
Приведите примеры.
•
Какие темы
волнуют композитора в песнях?
Примеры песен.
•
Какой характер
инструментальных произведений?
Приведите примеры.
|