Меню сайта
Главная страница
Странички биографии [4]
Этапы трудовой и творческой биографии
Лицей№9 [8]
Работа в лицее
Сценарии открытых уроков [3]
Сценарии уроков, проводимых в рамках семинаров и других открытых мероприятий
Мои статьи [2]
Выступления на семинарах, курсах ПК и других мероприятиях
Мир моих увлечений [8]
Всё, чем я люблю заниматься в свободное от работы время
Поиск
"Музыка во всём живёт, мир её волшебен" Суббота, 18.05.2024, 22:56
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Опыт работы
Главная » Статьи » Мои статьи

Система формирования проектной компетентности на уроках и во внеклассной деятельности с использование ИКТ


Система формирования проектной компетентности на уроках и во внеклассной деятельности с использованием ИКТ

(Слайд 1)

Качество образования, в том числе и музыкального зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности учителя. В начале формирования проектной компетентности было освоение мной, как учителем курсов по программе Intel «Обучение для будущего». Эта программа помогла осознать преимущества проектно-исследовательского метода и возможностей компьютерных технологий, где главным действующим лицом становится учащийся. В результате одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки и во внеклассной деятельности стал метод проектов. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

(слайд 2) Главной задачей использования проектных технологий на уроках музыки является расширение интеллектуальных возможностей и развитие творческих способностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, а также как средство связи ученика с учителем, другими учениками.

Проектную деятельность использую на уроках усвоения материала, на уроках по применению знаний, на уроках обобщения и при формировании умений осуществлять исследовательскую деятельность.

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

(слайд 3) Одной из форм использования метода проекта на уроке являются компьютерные презентации, подготовленные как учителем, так и учащимися. Лицеисты имеют возможность использовать компьютеры, сканеры, мультимедийный проектор, живой Интернет. Подготовка презентаций – творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Презентации проектов эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал.

(слайд 4) Например, при изучении темы «Музыка и живопись» в 5 классе используется презентация – проект ученицы Поляховой Ксении «Поющая живопись» художника Ильи Глазунова.

(слайд 5) А при проведении внеклассного мероприятия «Таланты земли Вятской» презентация  исследовательской работы Вихаревой Ольги «Город мой любимый» по творчеству слободского композитора Александра Платунова.

(слайд 6) Эта работа в 2008 году заняла первое место в городском конкурсе по краеведению. В ходе проекта ученик проводит огромную исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, проявляет творческий подход к изучаемому предмету. В процессе демонстрации презентации проекта он приобретает опыт публичных выступлений, может выступить в роли учителя.

Использование проектных технологий даёт возможность проведения интегрированных уроков, например, музыки и чтения в начальных классах.

(слайд 7) Одной из тем на уроках в 4 классе является тема «Стихи становятся песнями». При подготовке к уроку учащиеся получают опережающее задание, выполнение которого требует использование компьютерных средств. Они знакомятся с биографией и творчеством писателей и поэтов, на стихи которых написаны песни, изучают песенный материал, делают презентации своих проектов по творчеству полюбившихся поэтов и композиторов.  На уроке работают в группах, получив индивидуальные задания, отвечают на главный вопрос: «Почему одни стихи остаются стихами, а другие обретают вторую жизнь в песнях?»

(слайд 8) Проект «Стихи, которые поют» учащейся лицея Поляховой Ксении по творчеству поэта-сказочника Сергея Козлова принял участие в конкурсе «Портфолио»  2008 года и размещён в Интернете.

(слайд 9) А проект урока был высоко оценён на городской и областной выставке методических инноваций 2008 года.

(слайд 10) Информационные компьютерные технологии таят в себе немалые возможности для организации и проведения занятий с использованием наглядности, что особенно актуально при изучении тем по искусству. Так урок «Музыка в храме» во 2 классе представлен в виде презентации, в которой учащиеся одновременно видят изображение храмов и слышат музыку, звучащую там, сами исполняют музыку, представленную на экране.

Музыкальное сопровождение при первоначальном просмотре картин способствует формированию эстетического чувства у учащихся, воздействуя не только на зрение, но и на другие органы чувств, создавая тем самым целостный образ произведения.

Компьютерные технологии создают и другие возможности для интенсификации учебного процесса.

(слайд 11) Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий для формирования проектной компетентности учащихся?

 Несомненно, что работа с компьютером:

1. Bызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

2. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний.

3. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, различных музыкальных программ расширяет возможности представления учебной информации.

4. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строится в рамках личностно - ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее.

5. Экономит время

6. Дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.

7. Работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы, одни учащиеся понимают нас с полуслова. а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз.

 8. Диалог ученика с компьютером происходит индивидуально.

 

(слайд 12) За три года мной создан банк данных компьютерных презентаций проектов для уроков музыки. Это:

1.   Русские народные инструменты для 1 - 3 классов

2.   Музыка в храме – 2 класс

3.   Проводы зимы, встреча весны – 2 класс

4.   Зимние православные праздники – 3 класс

5.   Народные гуляния в творчестве композиторов – классиков – 3 класс

6.   «Тайна запечного сверчка» по творчеству Моцарта – 4 класс

7.   Стихи становятся песнями – 4 класс

8.   Паустовский – самый «музыкальный» писатель – 5 класс

9.   Богатырские образы в музыке и живописи – 5 класс

10. Баллада о солдате – 5-6 класс

11. Мифы древней Греции – 6 класс

12. Преобразующая сила музыки Теодоракиса – 6 класс

 

Опыт показывает, что применение проектных технологий с использованием ИКТ на уроках музыки и во внеклассной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.

 

 

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

(слайд 13)

1. Музыкальные проигрыватели

(слайд 14)

2. Музыкальные энциклопедии

(слайд 15)

3 Обучающие программы

(слайд 16)

4. Музыкальные конструкторы

5. Программы для пения караоке VocalJam     KarMaker

6. Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

 

В своей педагогической практике я использую эти программы, а кроме этого программы для записи нот – Сибелиус, программу для записи музыки и её редактирования – Sound Forge, программу для создания  презентаций PowerPoint и другие.

(слайд 17) В настоящее время всё большее значение приобретает Интернет. Он позволяет не только добывать нужную информацию, но и активно внедрять сетевое проектирование в процесс обучения. Так группа учителей нашего лицея и я вместе с ними закончили дистанционные курсы по обучению методу проектов в сети. Следующий этап – это обучить этим технологиям наших учеников. Задача учителя показать, как грамотно использовать сети Интернет для проведения исследований, общаться и выполнять совместную работу. Целью данного проекта является развитие умений и качеств, необходимых человеку 21 века.

А значит, это будет способствовать дальнейшему формированию проектной компетентности и учителя и учеников. Дети с удовольствием будут заниматься  музыкой, повысится результативность и, главное, интерес детей к урокам.

(слайд 18) Предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

(слайд 19) Однако, мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них — это и есть сама жизнь их души.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: musicteacher (26.10.2009)
Просмотров: 5399 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024