Система формирования проектной
компетентности на уроках и во внеклассной деятельности с использованием ИКТ
(Слайд
1)
Качество образования, в том числе и музыкального
зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и
компетентности учителя. В начале формирования проектной компетентности было
освоение мной, как учителем курсов по программе Intel «Обучение для
будущего». Эта программа помогла осознать преимущества
проектно-исследовательского метода и возможностей компьютерных технологий, где главным
действующим лицом становится учащийся. В результате одной из ведущих
технологий, используемой на уроках музыки и во внеклассной деятельности стал метод
проектов. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном
пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
(слайд 2)
Главной задачей использования проектных технологий на уроках музыки является
расширение интеллектуальных возможностей и развитие творческих способностей ученика.
Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, а также
как средство связи ученика с учителем, другими учениками.
Проектную деятельность использую на уроках усвоения
материала, на уроках по применению знаний, на уроках обобщения и при
формировании умений осуществлять исследовательскую деятельность.
Хочу отметить, что у учащихся, работающих с
компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков,
умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать,
сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
(слайд 3)
Одной из форм использования метода проекта на уроке являются компьютерные
презентации, подготовленные как учителем, так и учащимися. Лицеисты имеют
возможность использовать компьютеры, сканеры, мультимедийный проектор, живой
Интернет. Подготовка презентаций – творческий процесс, часто совместная
деятельность учителя и ученика. Презентации проектов эффективно используются на
различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и
глубже воспринимать изучаемый материал.
(слайд 4)
Например, при изучении темы «Музыка и живопись» в 5 классе используется
презентация – проект ученицы Поляховой Ксении «Поющая живопись» художника Ильи
Глазунова.
(слайд 5)
А при проведении внеклассного мероприятия «Таланты земли Вятской» презентация исследовательской работы Вихаревой Ольги
«Город мой любимый» по творчеству слободского композитора Александра Платунова.
(слайд 6)
Эта работа в 2008 году заняла первое место в городском конкурсе по краеведению.
В ходе проекта ученик проводит огромную исследовательскую работу, использует
большое количество источников информации, проявляет творческий подход к
изучаемому предмету. В процессе демонстрации презентации проекта он приобретает
опыт публичных выступлений, может выступить в роли учителя.
Использование проектных технологий даёт возможность
проведения интегрированных уроков, например, музыки и чтения в начальных
классах.
(слайд 7)
Одной из тем на уроках в 4 классе является тема «Стихи становятся песнями». При
подготовке к уроку учащиеся получают опережающее задание, выполнение которого
требует использование компьютерных средств. Они знакомятся с биографией и
творчеством писателей и поэтов, на стихи которых написаны песни, изучают
песенный материал, делают презентации своих проектов по творчеству полюбившихся
поэтов и композиторов. На уроке работают
в группах, получив индивидуальные задания, отвечают на главный вопрос: «Почему
одни стихи остаются стихами, а другие обретают вторую жизнь в песнях?»
(слайд 8)
Проект «Стихи, которые поют» учащейся лицея Поляховой Ксении по творчеству
поэта-сказочника Сергея Козлова принял участие в конкурсе «Портфолио» 2008 года и размещён в Интернете.
(слайд 9)
А проект урока был высоко оценён на городской и областной выставке методических
инноваций 2008 года.
(слайд 10)
Информационные компьютерные технологии таят в себе немалые возможности для
организации и проведения занятий с использованием наглядности, что особенно
актуально при изучении тем по искусству. Так урок «Музыка в храме» во 2 классе
представлен в виде презентации, в которой учащиеся одновременно видят
изображение храмов и слышат музыку, звучащую там, сами исполняют музыку,
представленную на экране.
Музыкальное сопровождение при первоначальном просмотре
картин способствует формированию эстетического чувства у учащихся, воздействуя
не только на зрение, но и на другие органы чувств, создавая тем самым целостный
образ произведения.
Компьютерные
технологии создают и другие возможности для интенсификации учебного процесса.
(слайд 11) Какие же достоинства есть у применения
компьютерных технологий для формирования проектной компетентности учащихся?
Несомненно, что
работа с компьютером:
1. Bызывает у детей повышенный интерес и усиливает
мотивацию обучения.
2. Использование компьютерных технологий создает
возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей
информации, осуществления «диалога» с источником знаний.
3. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, различных
музыкальных программ расширяет возможности представления учебной информации.
4. Применение компьютера в обучении позволяет
управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строится
в рамках личностно - ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы
усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее.
5. Экономит время
6. Дает возможность многосторонней и комплексной
проверки знаний учащихся.
7. Работая на компьютере, каждый учащийся выбирает
свой темп работы, одни учащиеся понимают нас с полуслова. а другим требуется
повторять одно и тоже несколько раз.
8. Диалог
ученика с компьютером происходит индивидуально.
(слайд 12) За три года мной создан банк данных
компьютерных презентаций проектов для уроков музыки. Это:
1.
Русские народные
инструменты для 1 - 3 классов
2.
Музыка в храме –
2 класс
3.
Проводы зимы,
встреча весны – 2 класс
4.
Зимние
православные праздники – 3 класс
5.
Народные гуляния
в творчестве композиторов – классиков – 3 класс
6.
«Тайна запечного
сверчка» по творчеству Моцарта – 4 класс
7.
Стихи становятся
песнями – 4 класс
8.
Паустовский –
самый «музыкальный» писатель – 5 класс
9.
Богатырские
образы в музыке и живописи – 5 класс
10.
Баллада о солдате
– 5-6 класс
11.
Мифы древней
Греции – 6 класс
12.
Преобразующая
сила музыки Теодоракиса – 6 класс
Опыт показывает, что применение проектных технологий с
использованием ИКТ на уроках музыки и во внеклассной деятельности, расширяет
возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение
учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным,
разнообразным, а самое главное – современным.
Существует
множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно
разделить на следующие группы:
(слайд
13)
1. Музыкальные проигрыватели
(слайд
14)
2. Музыкальные энциклопедии
(слайд
15)
3
Обучающие программы
(слайд
16)
4. Музыкальные конструкторы
5. Программы для пения караоке VocalJam
KarMaker
6. Программы для импровизации,
группового музицирования, сочинения музыки.
В своей педагогической практике я использую эти программы,
а кроме этого программы для записи нот – Сибелиус,
программу для записи музыки и её редактирования – Sound Forge, программу
для создания презентаций PowerPoint и
другие.
(слайд 17)
В настоящее время всё большее значение приобретает Интернет. Он позволяет не
только добывать нужную информацию, но и активно внедрять сетевое проектирование
в процесс обучения. Так группа учителей нашего лицея и я вместе с ними закончили
дистанционные курсы по обучению методу проектов в сети. Следующий этап – это
обучить этим технологиям наших учеников. Задача учителя показать, как грамотно
использовать сети Интернет для проведения
исследований, общаться и выполнять совместную работу. Целью данного проекта
является развитие умений и качеств, необходимых человеку 21 века.
А значит, это будет способствовать дальнейшему
формированию проектной компетентности и учителя и учеников. Дети с
удовольствием будут заниматься музыкой,
повысится результативность и, главное, интерес детей к урокам.
(слайд 18)
Предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для творчества,
так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального
произведения, личности учителя и личности учащегося, где ведущее значение
приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к
творчеству, самореализации, совершенствованию.
(слайд 19)
Однако, мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней
детскую душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них —
это и есть сама жизнь их души.
|