Левитан "Весна. Большая вода"
(Третьяковская галерея, 1896).
В этой картине прослеживается тонкая музыка весенней природы, а весь пейзаж становится наполненным смыслом, чувствуется необъясненная радость, которую хотел передать художник и которую может уловить зритель.
В картине в совершенстве использованы краски, удивительно передан свет отражающегося от воды солнца, что делает это произведение самым лирическим среди всех пейзажей этого замечательного художника.
О весне поют стройные девушки-березки, о весне поют и сосна, и ель, и талая вода, поют и облака. Эту удивительную песенность левитановского пейзажа тонко подметил прекрасный знаток и ценитель русской живописи Михаил Владимирович Алпатов. Вот как хорошо он написал об этом:
«Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые березы, которые испокон воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо; они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветки сливаются с голубизною неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели; из этого хора вырываются отдельные сильные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели».
Читая эти слова, можно подумать, что не о картине рассказывает нам Алпатов, а о лирической песне, расцвеченной тонкими красками народного хорового многоголосья… |