Клод Дебюсси (1862 - 1918), выдающийся французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке. Его музыка часто основана на зрительных образах, наполнена игрой свето-тени, прозрачными, как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Влияние живописи на композитора было настолько велико, что многим своим сочинениям он дал названия, связанные с изобразительным искусством: "Эстампы", "Эскизы" и др. Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа Сен-Жермен. Его родители -- мелкие буржуа -- любили музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства. Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали художественному развитию будущего композитора. Самыми яркими из них были редкие посещения оперы. Лишь с девяти лет Дебюсси начал обучаться игре на фортепиано. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшей незаурядные способности Клода, родители отдали его в 1873 году в Парижскую консерваторию. К 1876 году относятся первые композиции Дебюсси — песни на стихи Теодора де Банвиля и Поля Бурже. В 1880—1882 гг. в течение летних каникул Дебюсси служил личным пианистом и учителем музыки у Надежды фон Мекк, известной как меценатка П. И. Чайковского, — в том числе и в её российском поместье; эту работу молодой музыкант потерял в результате обнаружившейся влюблённости в дочь фон Мекк.
Окончив консерваторию в 1884 году, Дебюсси получил Римскую премию за кантату «Блудный сын» и на два года отправился в Рим. Этот период не был для композитора особенно плодотворным, поскольку ни Рим, ни итальянская музыка не оказались ему близки, однако здесь он начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» (фр. La damoiselle élue) на слова Габриэля Россетти — первое произведение, в котором наметилась его творческая индивидуальность. После Рима Дебюсси посетил Байройт, испытав значительное влияние Рихарда Вагнера.
|