Ференц Лист – биография
http://www.classic-music.ru/mp3-liszt.html
- музыка Листа в Интернете
Комета, которая 22 октября 1811
года пронеслась над венгерскими селениями, как бы отметила жизнь только что
родившегося Ференца Листа. Уже в детстве он проявлял удивительный талант, и эта
счастливая звезда словно сопровождала всю его жизнь.
Успехи Путци, как называли его
родители, в игре на фортепиано сулили ему славу вундеркинда. Отец, Адам Лист,
это предвидел, даже справедливо опасался, что ранняя популярность плохо
отразится на незрелом и неокрепшем таланте. Первые дебюты Путци были пробными.
В 1819 году он играл в салонах Эйзенш-тадта и Бадена. Опыт оказался удачным.
Игру молодого пианиста горячо одобряли. Только в 1820 году состоялись открытые
дебюты Путци. Выступление юного таланта привело публику в восторг.
Ференц вместе с отцом едет в
Вену. Здесь ежедневно заниматься с мальчиком стал Карл Черни - один из
любимейших учеников Бетховена. Ференц упорно учился, преодолевая технические
трудности, разучивая этюды.
Зимой 1823 года Листы
перебираются в Париж. Отец молодого дарования надеялся на поступление сына в
консерваторию. Однако туда Ференца не приняли, так как он был иностранцем.
Слава чудо-ребенка опередила его приезд. Блестящие рекомендации открывали двери
самых аристократических салонов столицы. Не прошло и нескольких недель, как
Ференц играл во дворце герцогини Беррийской, где собирались члены королевской
семьи. Успех этого выступления был равносильным признанию всего Парижа.
Однажды он играл у герцога
Орлеанского - будущего короля Франции Луи-Филиппа. Своими импровизациями он
привел его в восторг. Очарованный герцог содействовал устройству концерта Листа
в Итальянском оперном театре. Вместе с Листом в этом концерте принимала участие
известная певица Джудитта Паста, аккомпанировал - оркестр Итальянской оперы,
один из лучших в Париже. Во время концерта, когда Лист играл сольную часть,
свободные от игры музыканты настолько увлеклись его исполнением, что забыли
вступить вовремя. Это дало повод одному из рецензентов написать: "Орфей
зачаровывал зверей в лесу и заставлял двигаться камни, маленький Лист так
потряс оркестр, что тот онемел".
Этот триумф окончательно закрепил
за Листом славу нового Моцарта. Его музыкальную карьеру в Париже можно было
считать обеспеченной. Отец обратился к видным парижским музыкантам Фердинанду
Паэру и Антонину Рейха с просьбой заниматься с Ференцем по теории и композиции.
Однако редчайшая природная
одаренность Листа-художника и его упорное стремление к совершенствованию должны
были рано или поздно сыграть решающую роль. В том, что это все же случилось
довольно рано, велика заслуга трех великих музыкантов: Берлиоза, Паганини и
Шопена. С ними Лист познакомился в начале 1830-х годов. Если Берлиоз произвел
на Листа впечатление грандиозными замыслами, фанатической преданностью великому
искусству и полным отрицанием всего, бьющего на внешний эффект или
подверженного моде, то Паганини потряс его демонической виртуозностью,
связанной с коренным обновлением всей скрипичной техники. Шопен покорил Листа
несравненной поэтичностью музыки и фортепианного исполнения, причем особое
внимание Листа привлекли шопеновские этюды, в которых техника всецело служила
поэтическому замыслу. Последующее разучивание этих этюдов, как отмечают многие
современники, буквально преобразило игру Листа, который вскоре стал даже
соперничать с самим автором.
Хотелось бы несколько слов
сказать и о его рапсодиях. И здесь Лист оказался смелым новатором, создав
интереснейшие образцы претворения характерной народно-национальной тематики в
очень свободную, но по-своему убедительную форму, которая в музыковедении так и
стала называться рапсодической. Разумеется, особое место принадлежит
"Венгерским рапсодиям". Лист написал их девятнадцать. Подобно
древнегреческим певцам-рапсодам композитор рассказывал в них о своей родине, о
радостях и скорбных думах ее народа.
Празднование пятидесятилетия
творческой деятельности композитора в Пеште в 1873 году вылилось в подлинно
национальное торжество. Магистрат столицы в честь великого маэстро учредил фонд
размером в десять тысяч гульденов.
И снова в неустанных трудах
протекает жизнь Листа. Для своего возраста он исключительно живой и подвижный.
Композитор преподает в Веймаре, Будапеште, ездит в Рим, а за ним спешат его
ученики, образуя "листовскую колонию". Неугомонный музыкант выступает
во многих городах как пианист и дирижер. В Вене славятся "листовские
недели", программы которых состоят из его симфонических и фортепианных
произведений. Часто его можно увидеть на эстраде вместе со своими учениками.
Идут годы, и хотя Лист больше чем
когда-либо окружен учениками и поклонниками, он все больше начинает испытывать
щемящее чувство одиночества. Многих его сверстников - друзей и врагов - уже
нет. Двое его детей умерли, а дочь Козима бесконечно далека от него; подруга
жизни - единственная опора на склоне лет - ушла в религию, и он остался один в
бурном жизненном водовороте. Он борется изо всех сил, старается сохранить свое
жизнеутверждающее кредо, но течение уносит его.
1885 и 1886 годы проходят под
знаком листовских торжеств в связи с его семидесятипятилетием. Между тем
здоровье Листа ухудшается, слабеет зрение, беспокоит сердце. Из-за отеков ног
временами он передвигается лишь с посторонней помощью. Ночью 31 июля 1886 года
он скончался.
|