воскресенье, 3 декабря 2017 г.

Музыка хранится в нотных знаках

Музыка хранится в нотных знаках

       Музыка исчезла бы с лица Земли, если бы люди не записывали её нотными знаками. В Древнем мире люди высекали нотные знаки на камне.

       В Древней Руси существовали знаки- крюки или знамена, которые обозначали мелодическую линию во время пения. Их было около семидесяти ( 12-13 века).
       В Западной Европе нотные знаки назывались невмы.
      В конце 10 века был изобретен нотный стан для записи нотных знаков. В  Италии руководитель церковного хора Гвидо Аретинский сначала записывал нотные знаки на пальчиках своих учеников, а потом решил на бумаге чертить четыре линейки,  и записывать нотные знаки. Так появился нотный стан. Затем добавили пятую линейку для записи нот.
Появились названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си ), длительности нот, паузы и другие элементы нотной грамоты.


 

пятница, 18 октября 2013 г.


История оркестра русских народных инструментов

 Лицея №9 города Слободского Кировской области



           Оркестр был создан в 1990 году. Первым руководителем  оркестра была Малых Серафима Васильевна- учитель начальных классов.Участниками оркестра были ученики начальных классов. Ребята учились игре на домре и балалайке. Выступали перед родителями, учителями.
            С 1991 года оркестром Лицея руководит Чернядьева Людмила Евгеньевна-ученица Малых С.В. В оркестре занимаются ученики 1-8 классов. Ансамбли и оркестр постоянные участники  лицейских мероприятий, победители городских и областных конкурсов, фестивалей народного творчества. В 2005 году участники оркестра были приглашены и провели цикл лекций-концертов в региональном центре русской культуры (город Котельнич), областном музее народного образования (город Киров), Слободском краеведческом музее, образовательных учреждениях по теме "Оркестры народных инструментов города Слободского первой половины ХХ века."
           Воспитанники оркестра занимаются исследовательской деятельностью в области музыкального краеведения. Занимают призовые места в городских конкурсах исследовательских работ учащихся, конкурсах электронных пособий, участвуют в городских и областных конференциях по краеведению.  
              Учитывая интересы и потребности учащихся, был организован ансамбль старшеклассников, где ведётся обучение игре на гитаре.Старшеклассники в центре всех лицейских мероприятий. В 2012 году были приглашены для выступления в Кировский институт развития образования, где исполнили классические произведения.
 Оркестр пропагандирует народную, классическую и современную музыку. Занятия в оркестре и ансамблях отвлекают воспитанников от вредных привычек, приобщают к культуре. Традиции оркестра передаются из поколения в поколение. Оркестр Лицея продолжает традиции первых оркестров народных инструментов города Слободского.





вторник, 5 февраля 2013 г.

 История русской домры.


         Домра - это старинный русский щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом, натянутыми на них тремя или четырмя струнами. Музыканты -учёные предполагают, что древним предком русской домры явился египетский инструмент "пандура". Инструмент этот под названием "танбур", возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем. Есть инструменты, похожие на русскую домру: у грузин- чунгури и пандури, у южных славян - танбура, у остяков-домбра, у украинцев -бандура. Оказывается у русской домры огромная родня!
        В средние века на Руси домра была самым популярным инструментом народных музыкантов и актёров - скоморохов.


Во времена князей Олега и Владимира скоморохи были самыми почётными гостями на княжеских пирах и на народных гуляниях. Играя на домрах, скоморохи распевали шуточные и сатирические песни, веселили народ.Но иногда в своих шутейных представлениях высмеивали пороки представителей власти и вельмож. Тогда и начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали. В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, в котором говорилось:"...где появятся домры, сурны - изымать и жечь эти бесовские игры". Домру казнили как преступницу, её звонкий голос перестал звучать на Руси.
        Петербургский музыкант Василий Васильевич Андреев всю свою жизнь посвятил восстановлению старинных инструментов русского народа.

 Из разных губерний привозили ему гудки, рожки, гусли. Весной 1896 года из города Котельнича Вятской губернии Андрееву привезли небольшой инструмент округлой формы. Это была старинная домра. Василий Васильевич сделал чертежи и усовершенствовал домру. С тех пор домра зазвучала на концертной эстраде.

понедельник, 15 октября 2012 г.


Оркестры народных инструментов г.Слободского

           В начале 20 века в городе Слободском Кировской области был организован струнный оркестр.  Руководил оркестром Борис Николаевич Красных. Участники оркестра играли  на мандолинах, гитарах и балалайках, выступали в концертах. Сохранилась фотография 1918 года.

              В 1924 году в городе Слободском был создан "неаполитанский" оркестр.  Основными инструментами оркестра  были мандолины, мандолы и люты.  Руководил оркестром  Николай Яковлевич Шмелёв. В 1936 году оркестр стал лауреатом 1-го Всесоюзного смотра художественной самодеятельности в Москве. Выступления оркестра передавали по радио, его игру слушала вся страна. В репертуаре оркестра были сложные произведения, например: Бетховен увертюра "Эгмонт",   М.И. Глинка увертюра к опере " Руслан и Людмила". В 1939 году оркестр снова стал лауреатом Всесоюзного конкурса в Москве.
                Одним из солистов оркестра был Николай Васильевич Воробьёв, который продолжил дело своего учителя -  Н.Я. Шмелёва, создав в 1946 году оркестр русских народных инструментов. Оркестр под руководством Н.В. Воробьёва являлся многократным победителем городских и областных смотров художественной самодеятельности .23 декабря 1963 года коллектив был удостоен чести выступить на сцене Кремлёвского театра.
                Многие участники оркестра стали профессиональными музыкантами: Юрий Лихачёв, Галина Токарева (Слотина), Серафима Малых (Кардашина), Татьяна Манылова, Валентина Кулакова (Пысина), Галина Косицкая, Галина Старовойт (Владимирова), Галина Скокова, Людмила Чернядьева (Соковнина), Исупов Аркадий и другие. Ученики Н.В.Воробьёва продолжили дело своего учителя : обучали и обучают детей игре на русских народных инструментах, руководят оркестрами. Традиции первых оркестров передаются из поколения в поколение .
                  В городе Слободском знают и любят народную музыку, помнят первые оркестры и их руководителей, сохраняют традиции народной культуры Вятского края.
презентация

пятница, 13 апреля 2012 г.

Любителям русской народной музыки

Первый оркестр русских народных инструментов создал  петербургский музыкант Василий Васильевич Андреев в 1986 году. Он был пианистом, но очень любил русские народные инструменты.Василий Васильевич  научился играть на домре и балалайке,  научил игре своих друзей, а  затем всех желающих. В.В. Андреев сам сочинял произведения для своего оркестра.
 Великорусский оркестр имел очень большой успех не только в России, но и Германии, Франции, Англии и Америке. Уже в то время музыкальные специалисты всех стран подчёркивали большие технические возможности русских народных инструментов. Вслед за первым оркестром начали появляться профессиональные и любительские оркестры русских народных инструментов по всей России.
           Начало ХХ века. Слободской - старинный купеческий городок. Воскресный вечер... Из окон домов купцов, мещан и рабочих слышны звуки фортепиано, гитары, мандолины и балалайки. Дочь священника Порфирьева устраивала музыкальные вечера. Музицировали на фортепиано. У регента Антонова собирались вокалисты, а в доме купца Красных на Демьянке собирался целый оркестр. Играли на мандолинах, гитарах и балалайке. Сохранилась программа выступления оркестра.